Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: А А А А
МБОУ СОШ с. Степановка
Переволоцкого района Оренбургской области

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ


  • Что такое «функциональная грамотность»

    Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

    «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

    Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

    В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.

    Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

  • О востребованности функциональной грамотности

    Еще в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристипп, ученик и друг Сократа, говорил о том, что «детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут».

    Сегодня общество и экономика делают запрос на таких специалистов, которые хотят и могут осваивать новые знания, применять их к новым обстоятельствам и решать возникающие проблемы, то есть существует запрос на функционально грамотных специалистов.

    Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования.

    Требования к освоению элементов предметного содержания по-прежнему остаются в фокусе, но чисто академических знаний уже недостаточно. Сегодня мы делаем акцент на умения применять эти знания.

  • О готовности московских учителей к развитию функциональной грамотности у школьников

    Есть объективный показатель успешности московской системы образования – это результаты международных исследований качества образования. По итогам исследования PISA-2018 московские школьники показали третий результат по читательской грамотности, пятый результат по математической грамотности, шестой – по естественнонаучной. И что важно – продемонстрировали положительную динамику, то есть улучшили свои результаты по всем направлениям функциональной грамотности по сравнению с результатами исследования 2016 года, которое также проводилось по материалам PISA.

    Это, конечно, свидетельство и профессиональной компетентности педагогов московских школ, которые включают в процесс обучения задания по функциональной грамотности.

    Формирование функциональной грамотности школьника – это задача, которую не может решить отдельно взятый учитель, и высокие результаты московских школьников – это показатель того, что школьные команды учителей успешно работают в данном направлении.

  • Примеры формирования функциональной грамотности

    В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить, по крайней мере, два направления.

    Первое – это ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

    Рассмотрим пример по формированию читательской грамотности – основного направления в исследовании PISA.

    В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования читательская грамотность или смысловое чтение – важнейший метапредметный результат обучения (метапредметный – так как формируется при изучении различных предметных областей).

    Каждый параграф учебника – это новый для ученика текст, к которому учитель должен построить группу вопросов/заданий разного уровня сложности, формирующих различные умения: находить в тексте информацию и формулировать выводы, интерпретировать информацию и применять ее в новых ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

    Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности не может быть набором отдельных уроков или набором отдельных заданий, этот процесс логично и системно должен быть «вшит» в учебную программу как обязательная составляющая.

    Вторым направлением формирования функциональной грамотности является дополнительное и предпрофессиональное образование для школьников.

    Возьмем предметы естественнонаучного цикла. По школьным учебникам осваивается основной понятийный аппарат, законы природы, алгоритмы применения этих законов в модельных (учебных) ситуациях. Но параллельно идут процессы развития технологий, конвергенции наук, появляются новые материалы, новые устройства, приборы, гаджеты. И это все сферы для применения учебных знаний во внеучебных ситуациях. Здесь московским школам помогают ресурсы большого города, доступность дополнительного образования.

  • Примеры заданий

    Возьмем пример задания по математике. Есть предметный элемент содержания: вычисление диагонали квадрата или пространственной диагонали куба. Можно сформулировать учебную задачу по вычислению диагонали при заданной длине стороны. Но можно взять вполне практическую жизненную ситуацию: есть багажник конкретного автомобиля и есть, например, упаковка досок заданной длины. Требуется оценить возможность размещения досок в багажнике автомобиля. Доски достаточно длинные, так что по длине или ширине багажника не влезут. С одной стороны, задача в первом приближении сводится к вычислению диагоналей. Однако просто вычислить диагонали багажника недостаточно, ведь реальные доски имеют ширину и толщину. И в реальной жизни это необходимо учесть.


    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021/2022 учебный год в МБОУ «СОШ с. Степановка»

    № п/п

    Мероприятие

    Срок исполнения

    Ответственный

    Результат – индикатор реализации мероприятия

    1. 

    Определение школьного координатора по вопросам формирования и оценки функциональных грамотностей обучающихся (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление).

    Сентябрь

    Директор

    Определен школьный координатор, ответственный за организацию работы по формированию функциональной грамотности

    2. 

    Формирование школьной  команды с целью методической поддержки педагогов муниципальных общеобразовательных организаций (4 человека).

    Сентябрь

    Заместитель директора по УВР

    Определены ответственные за направления формирования функциональной грамотности в школе

    3. 

    Разработка и проведение семинаров-совещаний по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с руководителями ШМО

    Сентябрь – октябрь 2021

    Апрель 2022

    Заместитель директора по УВР

    Сформирован единый алгоритм организационно- методического сопровождения и оценки функциональной грамотности

    4. 

    Формирование баз данных педагогов и обучающихся 8-9 классов МОУ «СОШ с. Степановка» посредством регистрации на федеральной платформеhttps://fg.resh.edu.ru/

    24.09.2021

    Заместитель директора по УВР

    Регистрация на сайте https://fg.resh.edu.ru

    5. 

    Обеспечение прохождения обучающимися 8-9 классов входной диагностики на федеральной платформеhttps://fg.resh.edu.ru/с целью определения уровня сформированности функциональных грамотностей

    В течение года

    Заместитель директора по УВР

    Результаты мониторинга

    6. 

    Разработка плана мероприятий по методическому сопровождению педагогов школьной командой

    Сентябрь-октябрь

    Заместитель директора по УВР

    Локальные нормативные акты

    7. 

    Разработка и утверждение школьных планов мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций, на 2021/2022 учебный год

    Сентябрь-октябрь

    Заместитель директора по УВР

    Нормативные  акты, размещенные на официальных источниках в сети «Интернет»

    8. 

    Мониторинг регистрации педагогов и обучающихся на федеральной платформе

    28.09.2021

    Заместитель директора по УВР

    отчет

    9. 

    Диагностика педагогов 8-9 классов МОУ «СОШ с. Степановка» с целью определения уровня сформированности функциональных грамотностей

    Октябрь-ноябрь

    Заместитель директора по УВР

    результаты диагностики

    10. 

    Организация участия управленческой команды и педагогов 8-9 классов МБОУ «СОШ с. Степановка» в курсах повышения квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с учетом выявленных результатов диагностики

    Декабрь 2021г.

    Директор Заместитель директора по УВР

    результаты мониторинга

    11. 

    Диагностика педагогов классов МБОУ «СОШ с. Степановка»  с целью определения уровня сформированности функциональных грамотностей

    Ноябрь 2021 Февраль 2022

    Директор Заместитель директора по УВР

    результаты диагностики

    12. 

    Организация участия педагогов классов МБОУ «СОШ с. Степановка»  в курсах повышения квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся с учетом выявленных результатов диагностики

    Ноябрь 2021 – февраль 2022

    Директор Заместитель директора по УВР

    Официальное письмо, локальные нормативные акты, результаты мониторинга

    13. 

    Участие в заседании муниципальных методических объединений учителей по вопросам формирования функциональной грамотности

    Ноябрь 2021

    Март 2022

    Заместитель директора по УВР

    Методические рекомендации

    14. 

    Участие  в муниципальном семинаре для учителей «Современные подходы к формированию функциональной грамотности» в образовательном процессе школы»

    Ноябрь 2021

    Заместитель директора по УВР

    Сборник методических материалов

    15. 

    Участие  в муниципальном семинар-практикуме «Функциональная грамотность: технология формирующего оценивания»

    Декабрь 2021

    Заместитель директора по УВР

    Сборник методических материалов

    16. 

    Участие в муниципальном семинаре  для учителей и заместителей  директоров по УВР « Формирование функциональной грамотности обучающихся: опыт, проблемы, решения»

    Апрель-май 2022

    Заместитель директора по УВР

    Сборник методических материалов

    17. 

    Информационно-просветительская работа – освещение в средствах массовой информации хода реализации комплекса мероприятий по вопросам функциональной грамотности и его результатов

    Ежемесячно

    Заместитель директора по УВР

    Материалы в муниципальных СМИ

    18. 

    Обеспечение возможности включения в рабочие программы воспитания элементов, направленных на формирование функциональных грамотностей обучающихся, разработанных высшими учебными заведениями, РДШ, областным молодежным центром, образовательным центром «Орион»

    Май 2022

    Заместитель директора по ВР

    база данных программ

    19. 

    Формирование комплекса программ дополнительного образования обучающихся 5-8 классов, направленных на формирование функциональных грамотностей и методических рекомендаций по разработке соответствующих программ

    Февраль – май 2022

    Заместитель директора по ВР

    база данных программ

    20. 

    Обеспечение создания и функционирования рабочих групп с целью актуализации образовательных программ, обеспечения развития профессиональных компетенций по формированию и оценки функциональных грамотностей

    Февраль – июль 2022

    Заместитель директора по УВР

    локальные нормативные акты по обновлению программ

    21. 

    Актуализация практик с позиции развития наставничества и тьюторства в рамках сопровождения индивидуальных траекторий обучающихся классов МБОУ «СОШ с. Степановка»  с целью формирования функциональных грамотностей

    Февраль – июль 2022

    Заместитель директора по УВР

    локальные нормативные акты по обновлению программ

    22. 

    Анализ эффективности реализации школьного плана мероприятий по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

    Июнь 2022

    Заместитель директора по УВР

    Анализ работы

     



Список ссылок

  1. Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ https://fg.resh.edu.ru
  2. Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
  3. Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
  4. Вебинар «Об организационной и методической готовности к проведению исследования «Оценка по модели PISA»: https://youtu.be/GKqgQs3WSu4

Что значит быть грамотным

Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач

Сборник информационных и методических материалов для педагогов


Персональные данные, размещенные на сайте, размещены с согласия субъекта персональных данных. Копирование материалов сайта разрешено только с письменного согласия администрации сайта.